Дизайн интерьера. Японский максимализм

Дизайн интерьера. Японский максимализм

Однажды решив переехать жить за город, каждый сам для себя определяет, как он будет это делать. Купит ли небольшой домик в деревенской глуши по сценарию дауншифтинг, начнет ли самостоятельно возводить на неосвоенном участке хоромы по авторскому проекту или приобретет уже построенный коттедж в охраняемом поселке. Все зависит от возможностей и потребностей. Владельцы этого дома решили обосноваться в уютном коттеджном поселке, расположенном вдалеке от оживленной автомобильной трассы, практически посреди леса. Предлагая приемлемые возможности для проживания - охраняемую территорию, централизованную канализационную систему и газоснабжение, - застройщик часто выдвигает встречные условия: чтобы соблюсти архитектурное единообразие поселка, довольно жесткие ограничения вводятся на выбор проекта дома. Наш случай не стал исключением. Коттеджи в поселке были выстроены одного типа, высотой в два этажа (причем верхний - мансардный), перекрытые крутой двускатной кровлей. Кардинально изменять дизайн фасадов не разрешалось, хотя и о каком-либо его наличии здесь говорить трудно - ровные поверхности стен с оконными проемами можно было лишь перекрасить из белого цвета в желтовато-охристый, да и то по согласованию с застройщиком. Вероятно, многих людей, привыкших к виду роскошных домов с богато декорированными фасадами (такие нередко публикует и наш журнал), эта более чем сдержанная архитектура поселка весьма удивит. Но если сравнить ее с тем, что строится,  скажем, в Финляндии или Австрии, то все встанет на свои места. Коттеджи в этом поселке предназначены для совсем иного образа жизни, когда в доме не требуется прислуга, когда не нужно переплачивать огромные деньги за отопление неиспользуемой площади, когда человек оказывается наедине с природой (ведь именно для того он и оставляет городскую квартиру), а не утыкается взглядом в многометровый соседский забор. Сделав ставку именно на такой подход к загородной недвижимости, владельцы этого дома - молодая супружеская пара - решили как можно комфортнее устроиться в собственных владениях, обратившись за помощью к специалистам. Дизайнеру Татьяне Семеновой и руководителю строительной бригады Павлу Суханову пришлось столкнуться с необычным исходным материалом. Снаружи дом выглядел практически так же, как и сейчас: простой прямоугольный объем с белыми оштукатуренными фасадами был перекрыт двускатной кровлей с полимерным покрытием, имитирующим металлочерепицу. А вот внутри картина была совсем иной - деревянные лаги перекрытий, опирающихся на несущую стену и три кирпичные колонны, заполняли собой пространство всего двухэтажного коттеджа. Со стороны правильности конструктивного решения здесь было все в порядке: проектировщики стремились максимально облегчить объем дома, чтобы уменьшить нагрузку на простой ленточный фундамент. Зато предполагаемое расположение лестницы посередине дома серьезно ограничивало возможности комфортной планировки, фактически лишая интерьер устройства большой гостиной. Дизайнер убедила заказчиков перенести лестничный холл, устроив его слева от прихожей. Пусть это потребовало некоторых затрат на смещение нескольких балок перекрытия, но в итоге удалось избежать дробности пространства на обоих этажах. Гостиная получилась настолько просторной, что ее можно было визуально разделить на разные функциональные зоны. Несмотря на строгое ограничение по реконструкции объема дома, определенные изменения все же удалось внести в его архитектуру. Заказчики - весьма общительные люди, любят часто устраивать приемы гостей. Поэтому им просто жизненно необходимо было дополнительное пространство для светских раутов. Единственно возможный вариант решения подобной проблемы в условиях жесткого архитектурного контроля - пристройка  в один этаж со стороны внутреннего двора. И застройщик действительно дал согласие на ее строительство, поскольку в этом месте изначально предполагалось разместить открытую террасу. Под нее даже был сделан фундамент, который решили не переделывать. Как и в случае с домом, конструкцию пристройки следовало максимально облегчить, чтобы уменьшить нагрузку на фундамент, рассчитанный под летнюю террасу. Поэтому каркас сделали из широкого бруса и обшили его толстым пенопластом, для утепления заполнив пустоты минеральной ватой. Затем по армирующей сетке нанесли штукатурку - со стороны фасадов обычную, а внутри декоративную фактурную. Пристройку перекрыли пологой скатной кровлей с небольшим выносом. Найти искусственную черепицу от того же производителя, которой отделана крыша дома, не удалось. Поэтому использовали аналогичную, но другой фирмы, подобранную в тон темно-серой кровле. В пристройке хотели сделать камин (его устройство в доме было категорически запрещено). Но для хорошей тяги требуется высокая вытяжка, а помещение одноэтажное. Поэтому для монтирования камина нужно было выложить достаточно высокую трубу, в чем застройщик мог увидеть нарушение архитектурного облика дома. В итоге идею решили отложить в  планы  на  будущее: для начала нужно пожить в доме, понять насколько камин здесь вообще необходим, прежде чем снова вступать в прения с застройщиком.   Помимо получения достаточно большого дополнительного жилого пространства строительство пристройки позволило эффектно обыграть парадную часть дома. Проем, устроенный в межэтажном перекрытии для лестницы, после переноса последней решили не закладывать. В итоге гостиная стала двусветной. Пристройка позволила увеличить бывший оконный проем практически в два раза, состыковав его с мансардным окном. Образовавшийся таким образом пенал с панорамным остеклением визуально увеличивает пространство гостиной, буквально заливая ее дневным светом. Не менее эффектно он выглядит и в вечернее время благодаря ярким светильникам, встроенным по периметру перекрытия. В дополнение ко всему двусветное пространство получает новое прочтение в малой гостиной: через панорамное окно открывается потрясающий вид на балкон второго этажа и потолочный витраж, многократно отражающийся в зеркальных дверях гардеробной. На стилевое решение интерьера в определенной степени повлияла архитектура дома с ее максимально простыми формами и огромным количеством окон, а также планировка - несмотря на то, что парадная часть получилась достаточно просторной, остальные помещения все же остались  компактными. Так что наиболее оптимальным вариантом для их декорирования и обстановки был бы минимализм. Этот стиль заказчики не стали отвергать, они представляли себе будущий интерьер приближенным к японским традициям в современной европейской интерпретации. А оба направления имеют общие точки соприкосновения. Поддержав идею владельцев дома, дизайнер продумала обстановку так, чтобы в интерьере работал один из главных принципов японского минимализма - созерцательное отношение к природе. И действительно, в доме много окон: некоторые помещения имеют сразу два оконных проема (кухня, кабинет, гостевой санузел), а в обеих гостиных и вовсе трудно сказать, чего больше - окон или стен. Поэтому включение экстерьера в композицию интерьера оказалось довольно логичным. Тем более что владельцы дома с помощью ландшафтных архитекторов превратили свой участок в настоящий японский сад. При входе всех посетителей встречает импровизированный сад камней с бонсаями и миниатюрной белой пагодой, а за домом возле беседки для барбекю разбит пруд, в котором живут японские карпы кои. Водоем представляет собой целую систему с ручьем, двумя мостками и фонтаном, бьющим из камня. И довольно глубокий. Так что при хорошей системе фильтров рыбки в нем успешно зимуют. Оформление интерьера построено на сочетании светлой отделки с темной корпусной мебелью, шпонированной венге. Стены за исключением приватных помещений выкрашены в почти белый сливочный цвет. Полы в жилой части выложены штучным паркетом из прессованного бамбука с приятным пшенично-розоватым оттенком. Интересно, что до того как выполнить чистовую отделку, строителям пришлось серьезно потрудиться над конструкцией перекрытий. Их нельзя было утяжелять, поэтому никаких бетонных стяжек не использовали (по этой же причине вместо более экономичного водяного теплого пола пришлось прокладывать электрический). Под деревянные лаги уложили черновую доску. Полученную поверхность покрыли слоями утеплителя и гидроизоляции. Затем вновь положили черновую доску, а поверх нее фанеру. И только потом настала очередь паркета. В отделке пола кухни и проходных зон использован светло-коричневый керамогранит под натуральный камень. Он удачно сочетается с корпусной мебелью и в особенности с кухонным гарнитуром, фасады тумб которого облицованы шпоном венге, а подвесных полок - глянцевым белым пластиком. Кухня находится справа от прихожей, но пространственно объединена с жилой частью первого этажа. Причем расположенную с ней на одной оси часть гостиной дизайнер отдала под устройство столовой. Так что с точки зрения функциональной организации получилось все достаточно комфортно. Благодаря небольшой глухой перегородке кухня визуально скрыта из поля зрения в зоне отдыха гостиной, зато в столовой она становится максимально   доступной   благодаря  открытому проему, в котором установлена авторская барная стойка. Сначала дизайнер предложила модель в виде винного шкафа с откидной столешницей, но хозяева решили заменить ее более компактным вариантом, чтобы оставить небольшой проход из кухни в столовую. Стойка, представляющая собой двухуровневую столешницу г-образной формы, опирающуюся на две одинаковые бутылочницы, оказалась весьма удобной: со стороны столовой она используется по прямому назначению, а со стороны кухни в качестве дополнительной рабочей поверхности. Лестничный холл визуально отделен от гостиной сквозной нишей, напоминающей скорее гигантскую раму. Впрочем, не без оснований. В нижней части между образующими ее гипсокартонными плоскостями оставлена небольшая щель, в которой можно укрепить любую флористическую композицию,   например   бамбук   или  икебану из сухоцветов. И тогда ниша будет действительно прочитываться как лаконичное обрамление, хотя помимо эстетического направления у нее есть и вполне функциональное назначение - она связывает несущую стену с расположенной рядом колонной в единую композицию. В качестве основных источников освещения дизайнер предложила использовать исключительно встроенные точечные светильники, поскольку высота потолков незначительная (кстати, по этой же причине отказались от идеи устройства в парадной части татами, его конструкция минимально подняла бы высоту пола на б-7 см, изменив пропорции помещений в худшую сторону). Исключение сделали только для обеденных столов - малого в кухне и парадного в столовой. Над ними повесили люстры из одной коллекции с деревянными обрешетками под венге, отличающимися друг от друга лишь количеством ламп. Точечные светильники удачно зонируют пространство парадной части, выделяя ее разные функциональные зоны. В приватной же части, чтобы добиться более мягкого освещения, дизайнер предложила частично использовать потолочные витражи. В холле их хотели сделать из рисовой бумаги с окантовкой из темного дерева, наподобие японских фонарей. Но художница по стеклу настояла на традиционно европейском варианте - из цветного стекла. Хотя в выборе рисунка и колорита она все же придерживалась графичных композиций и сдержанных сочетаний, характерных для японских гравюр. Зато в детской ни на краски, ни на формы она не поскупилась - огромные стрекозы кружат над комнатой, отбрасывая множество ярких бликов. Цветные витражи здесь пришлись весьма кстати, поскольку это единственное помещение, в котором хозяева отказались от минималистской меблировки. Обставив комнату на собственный вкус, хозяйка дополнила классический спальный гарнитур ярким текстилем. Заметим, что она же занималась выбором штор для всех помещений и в каких-то случаях следовала оговоренному стилевому решению: в парадной части использовала либо рулонные модели, либо раздвижные, на манер японских перегородок, а где-то проявила фантазию. Так, например, для спальни она выбрала весьма оригинальный текстиль: на шелковое полотно нашито множество небольших ленточек из такой же ткани. Издалека драпировка окна выглядит как нечто объемное и пушистое. В оформлении мокрых зон - гостевого санузла на первом этаже и хозяйской ванной на втором - использовались одинаковые приемы, хотя благодаря различной цветовой гамме и меблировке комнаты они не кажутся похожими друг на друга. Керамической плиткой здесь отделаны лишь те части стен, которые находятся в непосредственной близости от сантехники. Остальные же поверхности покрыли фактурной краской. В хозяйской ванной комнате использована керамическая плитка с имитацией деревянной поверхности. Получилось довольно эффектно: кажется, что пол, подиум, в который встроена ванна, и часть стен отделаны изысканным венге. Как видим, выбрав в начале работы над проектом стилевое направление, ему остались верны даже в самых незначительных деталях, различимых только хозяевами усадьбы. Но именно такой подход помогает достаточно безликое сооружение превратить в незаурядный дом, максимально наполненный светом, уютом, теплом.