Последние проекты

Форменное разнообразие

Казалось бы, природное разнообразие деревьев и кустарников настолько велико, что найти в нем какую-либо закономерность очень сложно, но это не так. Приглядевшись внимательно, можно заметить, что у одних крона в очертаниях имеет более или менее правильную округлую, овальную или пирамидальную форму, у других она как будто растрепанная, «непричесанная», но именно эта неправильность придает растению особую живописность, неординарность или даже уникальность. Все разнообразие крон, которое мы можем наблюдать, сводится к двум группам: регулярные кроны (правильные) и свободные (имеющие неправильные очертания). Деление весьма приблизительное и основано на том, что в практике зеленого строительства в садах и парках регулярной планировки предпочтительно использование растений с архитектурной (правильной) кроной, а в ландшафтных садах и парках со свободной. Конечно, это правило далеко не абсолютно. Итак, к регулярным относятся пирамидальная(ее разновидности -конусовидная, веретенообразная и колонновидная), овальная, яйцевидная и обратнояйцевидная, шаровидная, которая может быть штамбовой (то есть поднятая над землей с выраженным стволом) и кустовой (не поднятая над землей). Вполне понятно, что использование таких растений в регулярных посадках подчеркивает геометрию общего решения партера, боскета или аллеи.

К свободным относятся раскидистая, зонтичная, плакучая, распростертая (ее разновидность — стелющаяся), подушковидная и вьющаяся (то есть крона вьющихся растений). Такие формы прекрасно вписываются в картины пейзажного парка, поддерживают впечатление естественности свободных посадок. Стоит припомнить поникающие у пруда плакучие ивы или одинокий раскидистый старый дуб на поляне. Трудно представить себе альпинарий без стелющихся по камням ветвей распростертых кустарников или жестких подушек карликовых хвойных. Однако это вовсе не значит, что в ландшафтных садах и парках не используют растения с правильной кроной, все зависит от того, как составлена пейзажная композиция.

И, наоборот, в регулярных парках можно встретить живописные кряжистые сосны, березы с поникающими кронами, боярышники с густо переплетенными узловатыми ветвями.

Хорошо известно, что существует множество декоративных сортов и форм древесных растений, внешний облик которых сильно отличается от того, который мы наблюдаем у исходных видов. Нередко селекционный процесс направлен на получение растений с нехарактерным габитусом, а именно с необычной кроной: шаровидной (клен обыкновенный (Acer platanoides) Globosa, белая акация (Robinia pseudoacacia) Umbraculifera, туя западная (Thuja occidentalis) Globosa); плакучей (ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior) Pendula, вяз шершавый (Ulmus scabra) Camperdownii); пирамидальной (тополь черный (Populus nigra) Italica, граб обыкновенный (Carpinus betulus) Fastigiata); распростертой (можжевельник обыкновенный (Juniperus communis) Green Carpet, ель обыкновенная (Picea abies) Procumbens) и т. д. Это расширяет возможности ландшафтных дизайнеров, позволяет воплощать в жизнь самые фантазийные решения. Например, классическими «аллейными» растениями считаются липы (крона яйцевидная), клены (овальная, широкопирамидальная, округлая крона), тополя с пирамидальной кроной, ели с конусовидной. Но что же делать, если сад совсем небольшой по размерам и использовать крупные растения нет никакой возможности? В таких случаях незаменимы декоративные формы -некрупные по размеру, с желаемой кроной. Для фланкирования дорожки, ведущей от калитки к крыльцу, подойдут пирамидальные или конусовидные формы туи западной, можжевельника скального (J. scopulorum) или м. обыкновенного. Даже крохотный по размеру газон можно украсить сосной или елью, но при условии, что это сосна горная (Pinus mugo) Humpy или Mops, с. Веймутова (P. strobus) Radiata, а ель — е. колючая (P. pungens) Conica или е. обыкновенная Tnversa. Знание особенностей формы кроны, характерной для растения того или иного вида или сорта, во взрослом состоянии не только позволяет избежать монотонности при проектировании сада, но и облегчает составление декоративных древесно-кустарниковы) групп, позволяет правильно прогнозировать их изменение по прошествии нескольких и даже многих лет. Это очень важно, так как при посадке в подавляющем большинстве случаев используются небольшие саженцы, у которых форма кроны лишь угадывается и изначально далеко не очевидна. С возрастом, как правило, габитус несколько меняется, о чем можно прочитать в соответствующей справочной литературе. Например, у клена серебристого (A. saccharinum) Pyramidale изначально крона конусовидная, а со временем становится широкой, округлой. Всем известная сосна обыкновенная (P. sylvestris) в молодости представляет собой деревце с конусовидной кроной, начинающейся почти у самой земли, которая уже через десяток лет поднимается высоко над землей, а нижняя часть ствола очищается от ветвей. В результате таких метаморфоз непролазный соснячок превращается в сосновый бор, где нужно задрать голову, чтобы увидеть верхушки.

В природе растения с определенной кроной иногда настолько сопряжены с ландшафтом, что становятся его неотъемлемой частью, а нередко и определяют его облик. Как для африканских саванн характерны акации с плоскими зонтичными кронами, так итальянский пейзаж не обходится без пиний, крона которых также зонтичная. Любители отдыха на черноморском побережье не станут отрицать, что отличительной чертой этого региона являются пирамидальные кипарисы. В странах Средней Азии ландшафт узнаваем по узким кронам тополей и раскидистым старым чинарам (платаны). Все эти наблюдения с успехом используются в ландшафтном дизайне при создании стилизованных садов. Так, на южный сад намекают пирамидальные можжевельники, на тропический -обилие вьющихся растений, на французский — регулярные кроны сортовых туй. Конечно, это своеобразная игра в ассоциации, но в результате сад обретает свой характер, неповторимость и индивидуальность.

Комментарии запрещены.