Мостовые сооружения в ансамбле города

Мостовые сооружения в ансамбле города

Киев в силу своего географического расположения (деление города рекой на Левый и Правый берег) постоянно вынужден решать проблемы инфраструктуры и соединения разных частей города. Нехватка мостов через Днепр - чрезвычайно актуальная проблема, без решения которой возможен инфраструктурный коллапс, связанный с бесконечными заторами на дорогах, нарушением водителями правил дорожного движения, опозданием жителей города на работу, несвоевременным прибытием машин скорой помощи на место происшествия и т.д. В конце концов, старые мосты могут не выдержать существующей на них нагрузки. Строительство новых сооружений позволит не только развести транспортные потоки, но и создать гармоничный город, удобный и безопасный для жителей и гостей (в частности, в период проведения матчей Евро-2012). В современном мире при проектировании мостов следует помнить, что эти сооружения в силу своих масштабов, своеобразного размещения в пространстве, а также обособленного месторасположения выполняют не только инфраструктурные функции, но играют важную роль в общем ансамбле города. Кроме того, в XXI веке функциональность мостовых сооружений значительно расширилась, в частности, появился «эко-мост», основанный на ультрасовременных экологичных технологиях и направленный на экономию природных ресурсов и защиту окружающей среды. Среди немногочисленных примеров ярко выделяется проект «эко-моста» компании Adrian Smith + Gordon Gill Architecture, который подчеркнет неповторимость Чикаго как «самого зеленого» города США. Современные шедевры мостостроения являются не только транспортными и пешеходными магистралями, но и многофункциональными объектами. Все чаще на мостовых сооружениях появляются рестораны (мост Paver Hull Footbridge в Великобритании, бюро McDowell + Benedetti), многофункциональные башни с комплексом жилых и коммерческих помещений (проект моста Тат-Капд Bridge (Тайбэй), компания Dissling + Weitling) и т.д. Пока власти украинской столицы ведут переговоры с международными инвестиционными и проектными организациями о реализации проектов строительства мостов, рассмотрим яркие и эстетически значимые примеры современного мостостроения в разных странах мира.   Мост River Hull К Рождеству 2009 года в британском городе Кингстон-апон-Халл будет введен в эксплуатацию пешеходный разводной мост, соединяющий новый район на восточном берегу реки Халл с центром города. Проект архитектурного бюро McDowell + Benedetti, ставший победителем международного конкурса, включает возведение моста над рекой с расположенными на нем просторными общественными зонами и уютным кафе, а также регенерацию прилегающих к противоположным берегам территорий. Инновационная поворотная конструкция River Hull Footbridge предоставит пешеходам уникальную возможность пребывания на мосту в момент его разведения для обеспечения беспрепятственного движения речного транспорта. Основная конструкция состоит из стального мостового полотна (мобильной части моста) и балочного кольцевого элемента диаметром16 м, где будет расположен ресторан или кафе. Вращение кольцевого барабана обеспечивает электроприводный механизм. Мост армирован твердым нескользким материалом черного цвета, создающим визуальный глянцевый эффект. Дизайн мостового полотна предлагает два пешеходных направления (пологую аллею и ступенчатую дорожку), между которыми организованы места для сидения и отдыха. Процесс производства структурных компонентов моста начнется в конце текущего года. К работе по забивке свай планируется перейти в феврале 2009 года, летом того же года сооружение будет установлено на отведенном для него земельном участке.   Мост Poole Harbour Архитекторы Wilkinson Eyre Architects (Лондон) разработали инновационную конструкцию для разводного автодорожного моста, который перекинется через водный канал маленького британского городка Пул в графстве Дорсетшир. Новое 90-метровое сооружение будет расположено севернее существующего транспортного моста Poole Lifting Bridge и соединит Старый город (Old Town) с заброшенным земельным участком Хэмсворси (Hamsworthy), где в будущем вырастет новый район. Ключевыми факторами архитектурной концепции являются прочность и надежность, поскольку разведение моста будет осуществляться практически ежечасно для движения морского транспорта. Мост представляет собой плоскую платформу с двумя подъемными разводными крыльями, которые приводятся в движение гидравлическим приводом. Как правило, разводные мосты имеют поперечное соединение двух секций. В данном случае асимметричное скошенное соединение образует два треугольных крыла. В разведенном положении крылья пересекаются, создавая вертикальные архитектурные формы на фоне морской глади, земли и неба.   Подвесные мосты Qatar-Lusail В 2006 году в столице Катара Дохе началось строительство широкомасштабного проекта - из морских глубин к 2010 году вырастут пять насыпных островов, на которых расположится городок Лусаил (Lusail) площадью 21 км2 с комплексом жилых зданий для 200 000 человек, гостиницами класса luxury, двумя гольф-полями, пляжами, офисными, торговыми и развлекательными центрами, системой метрополитена. В рамках развития транспортной инфраструктуры данного проекта планируется возвести два идентичных подвесных моста Qatar-Lusail. Проект, строительство которого начнется летом 2009 года, станет результатом совместной работы датских компаний Dissing + Weitling и COWL Архитектурной «изюминкой» мостовых сооружений, расположенных на расстоянии800 мдруг от друга, является их кольцеобразная форма, визуально напоминающая букву «Q» (Qatar), воплощающая глубину древних символов (восходящего солнца как источника жизни, совершенства, вечности; символический образ глаза, «нуля»). Огромные кольца из высокопрочной стали на высоте55 мнад уровнем моря выполняют функцию пилонов для подвесной конструкции. Чтобы не нарушать их цельность, каждый мост шириной28 мразделен надвое и соединен стальными поперечными кабелями. Стальной кабель теряется в темноте ночного города, подчеркивая кольцеобразные пилоны и мостовое полотно. Для подсветки моста разработана система перил с габаритными фонарями, оптимальная эффективность работы которой обеспечивается высокочастотным механизмом.   Южный мост в Риге Южный мост, архитектором которого выступила компания Arhitektonika Design Group, является крупнейшим строительным проектом в странах Балтии за последние 25 лет, превосходя по объему работ все ранее возведенные в Риге мосты. К концу 2008 года планируется завершить строительство Южного моста и первых в Латвии трехуровневых эстакад над улицами Краста и Маскавас. Назначение моста - обеспечить движение между юго-западной частью Задвинья и правобережными районами Риги - Латгальским и Видземским предместьями, районом Зиемелю. Архитектурная концепция проекта была утверждена еще в 2002 году, когда латвийская проектная компания Arhitektonika Design Group одержала победу в архитектурном конкурсе, объявленном Департаментом городского развития Рижской думы. Эскизный проект моста в качестве главного проектировщика разработало 000 «Тилтпроектс» (Латвия), а так называемая «шпренгельная», или малая вантовая, система мостовой конструкции была создана в проектном институте «Гипростроймост» Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что мостовые пилоны и кабели расположены асимметрично и создают довольно эксцентричную картинку, все параметры относительно нагрузки и функциональности четко соблюдены. Оранжевый цвет металлических элементов, подчеркивающий тектонику стальных конструкций, повторяет палитру осеннего леса с красными, желтыми и оранжевыми оттенками. Как правило, этот цвет ассоциируется с позитивными эмоциями. Мост будет иметь три транспортных, одну пешеходную и одну велосипедную полосу в каждом направлении.   Мост Parkside В 2007 году компания Rosales + Partners выиграла национальный конкурс на строительство нового пешеходного моста в Вашингтоне - Parkside Pedestrian Bridge. После завершения строительства в 2011 году изогнутая трубчатая конструкция моста соединит новый район коммерческой и жилой недвижимости со станцией метрополитена Minnesota Avenue. Особенностью архитектурного решения объекта является разработка инновационной структуры, состоящей из ряда прочных стальных кольцевых элементов, соединенных продольными стальными трубами. Таким образом создается прозрачная решетчатая конструкция эллиптической формы. Несущие тросы, закрепленные с внешних сторон колец, удерживают мостовую нагрузку и визуально дополняют изящный облик сооружения. ParksidePedestrianBridgeбудет состоять из трех структурных сегментов, монтированных на четырех эллиптических бетонных пилонах. На стыках сегментов сформировано утолщение для балансировки мостовой нагрузки. Планируется также установка лифтов и электроэскалаторов для спуска пассажиров с моста на тротуар или платформы станции метро. Составляющие элементы мостовой конструкции, выполненные из стали и кабельных элементов, будут монтироваться прямо на месте при помощи монтажных кранов. Использование специальной техники исключает необходимость перекрытия транспортного и железнодорожного движения.   Мост 1-74 Mississippi River Crossing Новый двойной арочный мост 1-74 Mississippi River Crossing заменит существующий подвесной, который на протяжении многих десятилетий являлся символом региона. Проект компании Rosales + Partners, соединяющий берега великой реки Миссисипи, будет построен в известном районе «Четыре города» (общее название городской конгломерации в США, в которую входят промышленные города Рок-Айленд (Rock Island), Молин (Moline) на северо-западе штата Иллинойс и Давенпорт (Davenport) и Беттендорф (Bettendorf) на северо-востоке штата Айова). Транспортные потоки противоположных направлений распределены по двум отдельным мостовым полотнам шириной около22 мкаждое. Кроме того, к одному из полотен примыкает пешеходная и велосипедная дорожка шириной более4 м. В ночное время суток мост, освещенный специальной подсветкой, будет виден из любого уголка четырех близлежащих городов.   Мосты Sudbahnhof и Arsenal Вскоре в столице Австрии появится новый инфраструктурный мостовой комплекс, предложенный архитекторами австрийского бюро Zechner & Zechner ZT GmbH. В рамках проекта будет построен транспортный мост Sudbahnhof и пешеходный мостовой переход Arsenal. Дизайнерская концепция транспортного моста основана на трех главных факторах: скорости (конструкция без опор будет смонтирована в течение двух недель, что вдвое сократит продолжительность периода строительства и значительно снизит уровень материальных расходов); легкости (в мостовой арочной конструкции сведена к минимуму масса стали и других тяжелых материалов) и гибкости. Арочные опоры, расположенные под небольшим углом друг к другу, обеспечат высокие нагрузочные характеристики наклонных рычагов подвески. Дорожное полотно моста будет создано из ортотропной стальной плиты. Мостовые подвески держатся на закрытых кабелях, диаметр которых достигает40 мм. Точки пересечения плотно зафиксированы в целях избежания вибрации от дождя и ветра. Мост для движения пешеходов и велосипедистов шириной6,5 мрасположится непосредственно возле транспортного моста Sudbahnhof. Выход на мост Arsenal обеспечит рамповая конструкция с двумя уклонными дорожками, лестницей и лифтом, установленная с западной стороны. Доступ пешеходов с восточной стороны осуществится путем подъема по спиральной конструкции, также оснащенной лестницей и лифтовым оборудованием. Дизайнерской «изюминкой» мостового перехода является ячеечная конструкция. Наклон каркасных опор и дизайн пилонов входят в архитектурный ансамбль с элементами Sudbahnhof Bridge. Каркасные опоры, выполненные из полых квадратных профилей, служат основой для остекления боковых стен, функционирующих в качестве защиты линий электропередач от непогоды. Особенности конструкции позволяют дополнительно соорудить крышу, создавая таким образом полностью закрытое мостовое пространство. Основой тротуарного полотна станет стальная панель шириной10 мм, армированная снизу продольными балками. Стальные мостовые опоры установлены на массивных бетонных сваях, оказывающих нагрузочное сопротивление движению электропоездов.   Мост Sheik Zayed В различных сегментах недвижимости стремительно развивающегося государства ОАЭ ежегодно появляется ряд новых шедевров архитектурного искусства, созданных именитыми дизайнерами и архитекторами. Правительство страны уделяет особое внимание развитию транспортной инфраструктуры, в частности, мостовых переходов. В недалеком будущем на южном берегу Персидского залива вырастет новый 800-метровый мост, автором которого является Заха Хадид (Zaha Hadid). Мост станет связующим звеном для трех из семи существующих эмиратов. Первый мост, соединивший отдаленный город Абу-Даби с материком, был построен в 1967 году. В 1970-х годах ниже по течению возведен второй мостовой переход. Расположение нового Sheik Zayed Bridge вблизи первого моста связано с планом строительства общей системы автомагистралей региона. Синусоидная волнообразная форма мостовой конструкции, стартовой платформой для которой служит материковая зона, формирует красочный архитектурный силуэт на фоне Персидского залива. Дорожные полотна для движения транспорта противоположных направлений расположены по обеим сторонам от центральной синусоидной опоры. Стальные арочные конструкции, высота которых достигает60 мнад уровнем воды, асимметрично возвышаются на массивных бетонных пилонах. Дорожные мостовые полотна расположены на высоте20 мнад уровнем воды.   MarinaBay Международная группа в составе архитекторов австралийского бюро Сох Group и инженеров компании Arup совместно с сингапурской компанией Architects 61 была утверждена Городским управлением по реконструкции Сингапура (Urban Redevelopment Authority of Singapore - RA) для разработки и строительства автомобильного и пешеходного мостов (две разные конструкции) в районе Marina Bay (Сингапур). Проект общей стоимостью $68 млн является частью масштабного плана застройки данного района, включая строительство развлекательного комплекса с сетью казино, а также бизнес-центра общей площадью438 000 м2. Проект Marina Bay состоит из двух главных компонентов: шестиполосного транспортного соединения и изогнутого пешеходного перехода - первой двуспиральной мостовой конструкции в мире. Длина пешеходного моста составит280 м, а его ширина -6 м. Новаторский замысел архитекторов заключается в создании трубчатой конструкции из двух стальных спиралевидных элементов, соединенных прочными распорками. Форма пешеходного моста визуально напоминает структуру ДНК, что символизирует «жизнь и целостность», «возрождение», «изобилие и рост». Передвижение пешеходов по Marina Bay будет комфортным и увлекательным. Тенты из фриттованного стекла и перфорированной сетки, расположенные над мостовым полотном вдоль внутренней спирали, обеспечат защиту от солнца. Открытая «дышащая» конструкция моста и пять дополнительных обзорных площадок с местами для сидения позволят пешеходам наслаждаться панорамными видами района Marina Bay. Площадки оформлены тематически, с использованием природных элементов: воды, металла, земли, дерева и огня. Стеклянные панели мостового полотна формируют визуальный контакт с водой. С наступлением темноты мост будет освещаться оригинальной подсветкой, разработанной инженерами Агар, подчеркивающей архитектурные особенности двуспиральной конструкции. Система освещения запрограммирована на последовательное включение световых элементов и изменение цветовых оттенков специально для проведения фестивалей, фейерверков и других зрелищных мероприятий. Строительство самого длинного моста в Сингапуре, к которым приступили в конце 2006 года, планируется завершить в 2009 году.