Последние проекты

Проектирование метрополитена

У истоков

Первый метрополитен, или подземка, как принято говорить в некоторых странах (анг. underground, амер. subway, нем. Untergrundbahn), появился в Лондоне. Именно в столице Объединенного Королевства 10 января 1863 года для пассажирского движения открылась первая внеуличная железная дорога длиной3,6 км. В тоннелях мелкого заложения курсировали поезда с паровой тягой. Строительством первой в мире «подземки» занималась компания Metropolitan Railway («Столичная железная дорога»). Наименование этой компании дало название и самому виду транспорта. Самый старый подземный железнодорожный перегон между станциями Paddington и Farringdon действует и сегодня в составе линии Hammersmith & City.

Следующий метрополитен появился в Нью-Йорке в 1868 году. В отличие от лондонской, нью-йоркская городская железная дорога была надземной и располагалась на металлических эстакадах. Первые составы были на канатной тяге (в 1871 году их заменили на поезда на паровой тяге, а в 1890 — на электрической). К сожалению, этот участок не сохранился. Первый подземный метрополитен появился в Нью-Йорке в 1904 году.

Обладателем самого старого метро в континентальной Европе является Будапешт. Именно в столице Венгерского Королевства, важном культурном и экономическом центре Австро-Венгерской монархии, в 1896 году к 1000-летию Обретения родины (прихода венгров на Дунай) открылась линия подземного метрополитена, функционирующая и сегодня, — Foldalatti («Подземка»).

Идея строительства метро в Москве витала в Российской империи еще с начала  XX  века,   но  история  распорядилась так, что подземка была открыта здесь только 15 мая 1935 года (уже при советской власти). Первая очередь — «Сокольники» — «Парк Культуры» — «Охотный ряд» — «Смоленская» — включала 13 станций, а протяженность линии составляла11,2 км. При этом путевые тоннели московского метрополитена стали самыми широкими в мире -5,5 м.

Что же касается Украины, то в Киеве метрополитен был открыт только 6 ноября 1960 года. И это несмотря на то, что первым городом Российской империи, где еще в 1884 году предлагалось строительство подземной железной дороги, должен был стать именно Киев. Но этот проект был отклонен. Работы по сооружению киевского метрополитена начались уже после Второй мировой войны — в 1949 году. Первыми станциями на «Святошинско-Броварской» линии стали «Вокзальная», «Университет», «Крещатик», «Арсенальная» и «Днепр» (общая протяженность -5,2 км).

К старейшим относятся метрополитены Вены (1898), Парижа (1900), Берлина (1902). Самой молодой на сегодняшний день является варшавская подземка — 27 октября 2008 года состоялась торжественная церемония открытия первой линии метрополитена, включающей 21 станцию. Строительство единственной в Варшаве (и во всей Польше) линии метрополитена продолжалась 25 лет (первые 11 станций были открыты в 1995 году).

 

Особенности строительства

Сегодня в мире выделяют несколько видов станций метро: подземные, наземные и надземные (на эстакадах и мостах, например, киевская станция «Днепр»). Тем не менее, наиболее распространенными являются именно подземные станции, не нарушающие городскую среду и, в свою очередь, подразделяющиеся на станции мелкого и глубокого заложения. Кстати, самой глубокой действующей станцией метро в мире вот уже почти 50 лет остается киевская «Арсенальная» глубиной102 м. Такую же глубину имеет санкт-петербургская станция-«призрак» «Адмиралтейская» (она была построена еще в середине 1990-х годов, но дальнейшее строительство было заморожено из-за финансовых проблем и нерешенного вопроса относительно организации выходов со станции). Тройку «глубокоподземных лидеров» замыкает московская «Парк Победы» (90 м).

Глубина заложения станций определяет выбор метода строительства. При сооружении станций мелкого заложения чаще всего используют открытый способ строительства, суть которого заключается в том, что в открытом котловане размещаются конструкции из сборного или монолитного железобетона, а затем все снова засыпается грунтом. Этот способ является самым дешевым, но его применение связано с необходимостью снимать дорожное покрытие и риском повреждения существующих подземных коммуникаций.

Строительство станций глубокого заложения влечет за собой большие финансовые расходы. В этом случае применяют тоннелепроходческие комплексы (щиты), а специалисты очень часто сталкиваются с такими геологическими явлениями, как подземные воды, плывуны, неустойчивость грунтов, скальные основания. В столь сложных условиях применяют разнообразные методы, например, кессонный способ строительства (проходка тоннелей под сжатым воздухом) или замораживание грунтов.

 

Дизайнерские акценты

Разработка индивидуального облика для каждой станции стала негласным правилом в мировой практике обустройства метрополитена. При этом, в отличие от наземных и надземных станций, к внешнему облику подземных станций метро подходят более основательно. Одной из главных причин является стремление скрасить гнетущее впечатление от пребывания в подземелье у пассажиров.

Самыми красивыми с точки зрения архитектуры и публичного искусства (public art — собирательное название произведений искусства, предназначенных для демонстрации в общественных местах, в том числе и на станциях метро) признаны метрополитены Монреаля (Канада), Стокгольма (Швеция), Праги (Чехия) и Москвы (Россия). Что касается московской подземки, то три станции ее первой очереди — «Сокольники», «Красные ворота» и «Дворец советов» — в 1937 году получили дипломы Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И это вполне закономерно, ведь куратор строительства, Лазарь Каганович, отмечал две функции метро: практическую (как общественного транспорта) и эстетическую: «Мы хотим, чтобы это сооружение метрополитен, которое больше, чем любой дворец или театр, обслуживает миллионы, поднимало дух человека и что ни станция, то своеобразие». Правда, искусство это было по большей части партийное, несущее идеологию правительства в массы.

Отличительные особенности есть у многих метрополитенов мира. Так, парижское метро знаменито входными станционными группами, выполненными в стиле модерн; лондонскую Baker Street украшают плитки с профильным изображением Шерлока Холмса; тоннель парижской станции Concord «исписан» «Декларацией прав человека и гражданина», которая является одним из важнейших документов постреволюционной Франции и т.д.

К строительству и оформлению станций метрополитена очень часто привлекали известных архитекторов и дизайнеров.

менный дизайн почти всех станций подземки в Биль-бао (Испания).

Сегодня мировая тенденция создания неповторимых с точки зрения архитектуры и декора станций метрополитена (как новых, так и отреставрированных) продолжает не просто существовать, но и приобретает новое дыхание благодаря современным инновационным технологиям и материалам.

 

Деловое метро

В 1999 году в этом районе открылась станция метрополитена Canary Wharf, ставшая самой крупной из 11 станций, строительство которых было запланировано в рамках проекта расширения линии лондонского метрополитена Jubilee (Jubilee Line Extention). Проектом предусматривалось как открытие новых станций, так и обустройство дополнительных платформ на уже существующих. Обновленная линия Jubilee протянулась на юго-востоке Лондона — от Грин Парка (Green Park) до Стратфорда (Stratford). Идея проекта зародилась еще в 70-е годы XX столетия, но его разработка и непосредственно реализация началась только в 90-е, а завершилась накануне Рождества 1999 года.

До появления станции метро Canary Wharf в деловой район можно было добраться городской железной дорогой — Docklands Light Railway (DLR), открытой в 1987 году и действующей по сегодняшний день. В 1990 году стало очевидным, что железнодорожная станция Canary Wharf не может справляться с постоянно увеличивающимся пассажиропотоком. Именно тогда было принято решение о строительстве метрополитена. В том же году тендер на проектирование станции метро Canary Wharf выиграло британское архитектурное бюро Foster & Partners, специалисты которого в то время работали над реализацией широкомасштабного проекта метрополитена в городе Бильбао (Испания).

Базой для станции послужило одно из бывших помещений Вест Индийского дока (West India Dock). Новая станция была построена по технологии сооружения станций мелкого залегания (т.н. «открытым способом»): сначала был вырыт котлован, затем в нем обустроено сооружение, после чего все было засыпано грунтом.

Для строительства станции использовались материалы с высоким показателем износостойкости: бетон, нержавеющая сталь и стекло. В результате архитекторам удалось создать неповторимый по дизайну современный объект.

Отличительной особенностью станции Canary Wharf является большое количество природного света, проникающего сквозь три остекленные навеса, служащих выходами со станции и одновременно являющихся частью живописного парка.

Проектом предусматривалось свободное пространство в центре главного холла, поэтому административные помещения и киоски расположились в боковой части билетного холла.

На станции метро, длина которой составляет300 м, установлены двадцать эскалаторов. Дополнительный комфорт для пассажиров обеспечивают застекленные лифты. Для предотвращения возможности падения пассажиров на рельсы на платформах установлены специальные двери (platform edge doors), открывающиеся одновременно с дверями прибывшего поезда.

Станция метрополитена Canary Wharf соединяется со станциями городской железной дороги (DLR) Canary Wharf и Heron Quays подземными переходами, в которых обустроены торговые центры.

В 2002 году станция послужила съемочной площадкой для нескольких сцен фильма «28 дней спустя» («28 Days Later») британского режиссера Дэнни Бойла, известного по фильмам «На игле» и «Пляж».

 

Музейные экспонаты в подземке

Настоящее Возрождение наступило на одной из станций метрополитена в Торонто. Благодаря канадской компании Diamond and Schmitt Architects станция Museum обрела новый облик и дух. Станция Museum, открывшаяся в 1963 году на линии метро Yonge-University-Spadina, своим названием обязана соседству с Королевским музеем Онтарио (Royal Ontario Museum (ROM) — пятым по величине музеем культуры и естествознания в мире) и Музеем керамического искусства Джорджа Р. Гардинера (Gardiner Museum).

Модернизация прошла в рамках масштабного проекта реставрации и расширения музеев. Поэтому не удивительно, что подземная часть стала своеобразным продолжением экспозиции выставочных залов. Главное украшение Museum — пять видов колонн, которые в определенной последовательности установлены на платформе.

Именно они отражают историю, культуру и дух разных народов и эпох: первые канадские поселения (The Wuikinuxv First Nation Bear House Post), традиционную китайскую и древнегреческую архитектуру (The Forbidden City Columns и The Doric Columns), верования древних египтян (The Osiris Pilaster) и мексиканскую культуру толтеков (индейского народа, населявшего территорию Центральной Мексики в VIII — XII вв. н. э.) (The Toltec Warrior).

Во время работы над созданием колонн архитекторы консультировались с кураторами Королевского музея и научными сотрудниками Trent University Archaeology Research Centre (TUARC). Изготовлением колонн, выполняющих роль несущих конструкций подземной станции, занималась компания Design Plaster Mouldings, которая для придания им большей прочности применила стекловолокнистый цемент. Узоры на колоннах выполняли вручную профессиональные скульпторы и художники, а образцами для них служили артефакты из фондов ROM. Эти работы проводились под контролем архитекторов и кураторов музея, которые следили за тем, чтобы правильно были переданы размеры, формы и пропорции для максимальной правдоподобности и соответствия оригиналу.

В процессе модернизации станции, традиционная для метрополитена Торонто плитка кремового и синего цвета была заменена металлическими панелями с розоволиловым отливом. Буквы названия станции имеют уникальный рисунок, который повторяет иероглифическую надпись на одной из гробниц Древнего Египта (оригинал артефакта, датируемого 2300 годом до н. э., находится в Египетской галерее Королевского музея).

Усовершенствовано также потолочное освещение, — оно разработано таким образом, чтобы как можно лучше подчеркнуть декоративные элементы станции. Благодаря тесному сотрудничеству бюро Diamond and Schmitt Architects с Комиссией транспорта Торонто (ТТС) были тщательно продуманы места расположения интеркомов (электронных информационных аппаратов), огнетушителей, систем безопасности, системы навигации на станции, обустройство платформ.

Открытие обновленной станции метрополитена Museum, которое состоялось 8 апреля 2008 года, ознаменовало завершение первого этапа программы Arts on Track, предусматривающей создание современных эстетичных городских территорий. Данную программу инициировал Общественный фонд Торонто — независимая благотворительная организация, главная задача которой заключается в улучшении качества жизни жителей Торонто.

 

Станция, достойная королевы

В 2005 году завершилась программа расширения станции метро Wilhelminaplein («Площадь Вильгельмины») в Роттердаме. Данным проектом предусматривалось строительство 140-метрового пешеходного тоннеля, который соединяет станцию с театром Луксор. Дизайнерские решения тоннеля, как и самой станции, разработаны амстердамским архитектурным бюро Zwarts & Jansma Architects. В 1991 году началось строительство станции метро в новом районе Роттердама Кор van Zuid («Голова Южного [Роттердама]») под площадью Вильгельмины, названной в честь королевы Нидерландов (1890-1948 гг.), прославившейся тем, что во время немецкой оккупации Второй мировой войны покинула страну и в изгнании возглавила правительство.

Станция Wilhelminaplein находится на самой старой линии метрополитена не только Роттердама, но и во всех Нидерландах — Северо-южной линии (Noord-Zuidlijn), первый участок которой (5,9 км) был открыт 9 февраля 1968 года. В 1997 году эту линию переименовали, и теперь она носит имя великого гуманиста Эразма Роттердамского — Erasmuslijn.

Особенностью сооружения новой 135-метровой станции стало то, что она создавалась в уже существующем и действующем тоннеле метро. Это, безусловно, сказалось на очередности этапов строительных работ. Вначале были установлены стены (одновременно служившие опорной конструкцией для проведения земельных работ на участке) и крыша станции. Затем была заложена основа под платформы. Временные распорки заменили V-образными опорами. Последним этапом строительства стало обустройство выходов со станции.

Следует заметить, что Wilhelminaplein расположена на глубине16 ми является самой глубокой станцией в Нидерландах. Обусловлено это тем, что прилегающий тоннель метрополитена проходит под рекой Новый Маас (Nieuwe Maas). Из-за подъема тоннеля платформы станции слегка наклонены, но угол наклона рассчитан так, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, передвигающихся на инвалидных колясках, и пассажиров с детскими колясками. Специалистам архитектурного бюро удалось создать оригинальные дизайнерские решения для обустройства станции. Конструкция крыши, которая в период строительных работ удерживала конструкцию тоннеля, находившуюся под давлением грунтовых вод, позволила создать более открытое и свободное пространство станции, так как не требовала установки дополнительных колонн. Высота холла составляет12 м, а благодаря отверстию в кровле, защищенному снаружи стеклянным куполом, на станцию проникает достаточно природного света.

Официальное открытие станции Wilhelminaplein состоялось в 1997 году. Еще во время ее строительства было запланировано обустройство пешеходного тоннеля, соединяющего станцию с театром Луксор, но только через несколько лет начались работы над этим проектом. Важнейшим фактором, которым руководствовались при создании пешеходного тоннеля специалисты компании Zwarts & Jansma Architects, стала социальная безопасность: отсутствие острых углов, прозрачность, открытость и четкость пространства. Все это создает у пешеходов ощущение внутреннего комфорта и спокойствия. Вдоль тоннеля установлены два траволатора, движущиеся в противоположных направлениях. Стены и потолок выполнены из перфорированных стальных панелей. Перфорационные отверстия обеспечивают отвод дыма и избыточного тепла и используются для установки камер наблюдения. Система освещения в тоннеле компьютеризирована, благодаря чему стало возможным менять цветовую гамму иллюминации. Также хорошо продумана система навигации и оповещения: установлены указатели, система аварийного освещения и громкоговорители. Пешеходы от траволаторов на поверхность могут попасть при помощи лестницы, эскалатора или лифта. В ночное время суток вход в тоннель закрывается стеклянными щитами и сворачивающейся жалюзи.

За проект пешеходного тоннеля под площадью Вильгельмины в 2005 году архитекторы Zwarts & Jansma Architects были удостоены престижной награды в области дизайна — Dutch Design Award 2005.

 

 

Читайте так же:

Комментарии запрещены.