Последние проекты

Сад- Гресгарт

Гресгарт-совершенно нехарактерный для Англии, необычный и единственный в своем роде сад. Он заставляет нас пересмотреть устоявшиеся взгляды на пейзажный стиль и, может быть, признать, что у прошлого есть чему поучиться. Автор этого шедевра, итальянка по происхождению Арабелла Леннокс-Бойд, недавно отметившая свой 70-летний юбилей, по праву считается самым знаменитым ландшафтным дизайнером Великобритании, признанным гением садоводства.
Около сорока лет она занимается ландшафтами, и по ее проектам разбито больше четырехсот садов и парков в Европе (Франции, Германии, Бельгии, Италии, Испании, Швейцарии), Америке (Мексике, Канаде, США), на Барбадосе и в Северной Африке. В семидесятых годах Арабелла переехала в Британию, где под влиянием англичан, страстно увлеченных садоводством, осознала себя поклонницей «изящнейшего из искусств». Она училась и одновременно брала первые заказы. О ее садах написали несколько восторженных статей — так пришла слава. Свои идеи дизайнер воплотила не только в садах, выполненных для знаменитых клиентов, среди которых Ротшильды, певец Стинг, члены королевских семей Великобритании и Бельгии, -экспозиции, сделанные для выставок в Челси, получили шесть золотых медалей.
Завершенность общих панорам сада и продуманность деталей, подчеркнутая геометрия планировки и непринужденность посадок, сдержанность в выборе материалов демонстрируют в полной мере стиль дизайнера. К слову, Арабелла «замечена» не только за посадками. Во время работ у заказчиков она, в комбинезоне, сапогах и рукавицах, обычно принимает непосредственное участие в раскладке мозаики, изготовлении арт-форм. Ее проекты отличает прилежная ручная прорисовка, что в наш век «мыслящего железа» необычайно импонирует клиентам.
Супруг Арабеллы, влиятельный британский политик Марк Леннокс-Бойд, член консервативной партии, работал с Маргарет Тэтчер. Его избирательный округ находится на северо-востоке Англии, в Северном Ланкашире, куда семья перебралась в 1978 году, выкупив старинное викторианское поместье Гресгарт. Перед домом гравийная дорога-въезд огибает две восьмигранные площадки газона, одна из которых обрамлена живой изгородью из тисса, а в центре второго расположена скульптура кабана. Гресгарт и означает «логово дикого кабана», некогда ими изобиловали окрестности. Тот, что красуется в центре лужайки, точная копия античного шедевра, известного как Каледонский Вепрь. По мнению хозяйки, парад скульптур Гресгарта, который открывает Вепрь, придает интерес уголкам сада, в том числе самым отдаленным. К северо-западу от дома рельеф «падает» к небольшому озеру, берегам которого приданы мягкие очертания. Серия террас, соединенных косыми лестничными пролетами из камня, ведет сквозь густые посадки. Позже дизайнер добавила еще одну террасу для более уверенной связи дома и озера. В геометрии террас и лужаек в этой части сада также используется тема восьмигранника, импонирующая Арабелле в работах архитектора Лютиенса. Планировка придомовой территории позволила обрамить здание посадками именно так, как хотелось хозяйке — чтобы дом утопал в зелени. На нижних уровнях, у береговой линии высажено много структурных растений — стриженые полусферы из самшита, топиарии из кустарников, парковые розы. Формированные вишни произрастают из центра стриженых квадратных «платформ» из самшита. Верхние террасы оформлены травами -белой вечерницей матроны (matronalis var. albiflora), белыми колокольчиками, венечником лилиаго (Anthericum liliago) и василистником Делавея (Thalictrum delavayi) Album’, окутывающим бисерным кружевом белую кустовую розу. Пышные, то и дело норовящие высыпать на дорожки котовники, обрамлены миниатюрными плетеными изгородями из дубовых веток. Подпорная стена декорирована розовой плетистой розой, перевитой белыми клематисами. Две парные арки у линии берега увиты розой ‘RamblingRector’. Зыбкое отражение цветущих террас в воде озера стерегут два мраморных льва. К западу от террас Арабелла высадила двойную линию изгородей из тисса, соединяющую дом и озеро, но главное их предназначение — защита от ветра. Этой же цели служат обрамления высокими посадками кругового газона и сада диких трав, «захваченного» дикорастущими ятрышниками и медуницей. На круглой лужайке внутренним кругом высажены сливы, образующие белый весенний хоровод. Не так давно к этой серии геометрических построений добавлены еще три. Квадратный сад с мозаичным мощением, выполненным дизайнером Мегги Ховард, символизирует единство семьи — цветным окатышем выложены знаки зодиака Арабеллы, Марка и двух дочерей пары, а также подчеркнута связь всего созданного с Италией. В топографическом центре сада выложено изображение оливы с корнями, пронизывающими почву. Апельсиновая, «итальянская» рыжая, желтая, красная и пурпурная гамма цветов дополняет картину. Углы квадратных клумб украшены пурпурно-зеленым молочаем ‘Chameleon’, стриженным полусферой. Его обрамляют цветущие пятна гелениума осеннего Moerheim Beauty’ и ‘Rubinkuppel’, восточных маков, кореопсиса мутовчатого, гравилата чилийского, гибридных коровяков, гейхеры ‘Stormy Seas’. Пышность посадкам придают щучка дернистая ‘Goldschleier’, ковыли и осоки. За композицией с мощением начинается прямоугольный газон с парным цветником в оттенках розового, синего и пурпурного, с вкраплениями пурпурнолистных скумпий ‘Royal Purple’. Любимый Арабеллой, активно разрастающийся в Гресгарте котовник крупноцветковый ‘Bramdean’ пришлось пересадить из бордюра — традиционного места этой культуры — в средний ряд. «Звезды» цветника — флокс метельчатый ‘Blue Paradise’ и ‘Cool of the Evening’ соседствуют с геранями и монардой ‘Fishes’ и ‘Ruby Glow’. Очаровательные растения, отрада искушенного цветовода, василистник Делавея ‘Hewitt’s Double’ и вербена бонарская украшают панораму цветника сиреневой дымкой соцветий. За пересекающей газон дорожкой расположен третий сад, формирующий фокус перспективы двух предыдущих композиций. В этой зеленой комнате на прямоугольных грядах белеет флокс метельчатый ‘Mount Fuji’, коровяк, монарда ‘Snow Queen’, будто пронизанный светом мискантус китайский ‘MorningLight’. В цветниках можно наблюдать стилевые особенности Арабеллы как колориста. Она выделяет из общего ряда растения с исключительной силой цвета, как у красных георгин или огненных маков, и избегает контрастных сочетаний с ними. Лучшими соседями для них, по ее мнению, будут декоративная листва интересных оттенков и мелкие белые цветы. Слишком яркие розовые тона гераней и дербенников дизайнер не советует усиливать зеленым фоном, а рекомендует добавлять серебристую листву и «бисерные» белые цветы. Пристрастие хозяйки к белому цвету и мягким, неконтрастным схемам прослеживается во всех уголках Гресгарта.
Изгороди из тисса не только преграждают путь ветрам, но и скрывают от посторонних глаз огород. Он имеет вид изысканного регулярного сада и достоин отдельного изучения. Драматичная история борьбы с сорняками осталась в прошлом, а годы, потраченные на рыхление, перекопки и внесение огромного количества компоста, сделали свое дело. Сегодня огород дает обильные урожаи, что не удивительно в благодатном климате Англии. В восточной части поместья рельеф понижается к реке. Здесь Арабелла разбила вытянутые восьмигранные площадки из гравия и газона, обрамленные стрижеными бордюрами и цветниками. Это помогло связать данную часть сада с архитектурой дома и придомовых террас. Везде среди и на фоне стриженых изгородей на обоих берегах реки высажена хорошо известная и у нас плетистая роза ‘New Down’. Ее кораллово-розовые цветки в рыхлых соцветиях смягчают очертания стриженых стен и объединяют композицию восточного сектора сада в единое целое. Путь вдоль берега реки приводит к серии весенних композиций, оформленных камнем в узкой части озера. Морозники, триллиумы, примулы, ирисы образуют красочные ковры, структурно укрепленные куртинами вербейника ландышевого (Lysimachia clethroides) и мелкими ивами, азалиями, рододендронами. Куртины цветущей черемши пронзают расписные стрелы ириса болотного ‘Variegata’ и высокие «шапочки» цветущей дармеры щитовидной (Darmera peltata). Деревянный мост, выкрашенный в розовые и серые тона, ведет на восточную сторону ручья, где посетителей встречает небольшая аллея из розовоцветных яблонь. Работа над этой парковой частью поместья почти не прекращалась все прошедшие годы. Не торопясь, обдуманно и постепенно, Арабелла заменяла изросшиеся, потерявшие виддеревья редкими разновидностями кленов, дубов, магнолий, рододендронов. За прошедшие годы высажены более трех тысяч деревьев и кустарников на обоих берегах Артл Бек. Эта часть сада наиболее холодная из-за ветров и влажного дыхания реки, поэтому Арабелла и здесь высадила защитную изгородь из тисса, придав ей необычную змеевидную форму. Поляны и сквозные виды украшены разнообразными скульптурами: классическими и современными.
Весенний Гресгарт окутан дымкой цветущих вишен, слив, яблонь, магнолий. Повсюду посетителей сопровождает шум реки, преодолевающей запруду у дома. Для российских садоводов история рождения такого необычного, выбивающегося из общего ряда сада, может стать путеводной звездой в поисках и формировании собственного стиля.

Комментарии запрещены.