Последние проекты

Сады нового поколения

Тема фестиваля 2010 года — «Сады: тело и душа». Сад рассматривается как территория блаженства и покоя, способствующая созерцанию и вдохновению, и при этом как пространство, рождающее целительные для тела растения — лечебные и ароматические травы, пряности. Целительные сады фестиваля приглашают посетителей в мир безмятежности и гармонии. Недаром председательство в жюри в этом году поручено известному французскому неврологу Жан-Пьеру Шанжё.

Из 300 привезенных со всего света проектов жюри отобрало двадцать, созданных ландшафтными дизайнерами из Франции, Англии, Германии, Италии, Японии и Нидерландов. Изолированные друг от друга небольшие тематические садики разбиты посреди английского парка, спроектированного в XIX веке известным французским ландшафтным дизайнером Анри Дюшеном.

Все конкурсные работы представляют собой яркие, порой эксцентричные композиции, иногда меняющие наше восприятие пространства и времени, особенно если речь идет, например, о равнодушном Купидоне. Именно такое название — «Купидону Рна это наплевать» носит сад, в котором, по мнению авторов, можно постичь тайны жизни. Где, как не здесь, наблюдая за жизнью растений и насекомых, дети обнаружат, что их нашли вовсе не в капусте… Кривые зеркала, странные конструкции из дерева и металла, стеклянные колбы с фигурками купидонов, розы и капустные кочаны -все это если и не настроит гуляющих на романтический лад, то заставит задуматься… Зато в «Саду, который поет» можно не только созерцать, но и слушать. Главное место в нем отведено пернатым, чье прекрасное пение благотворно влияет на тело и душу человека. Посетители могут узнать их по пению или по деревянным фигуркам, установленным на крышах скворечников.

Испорченные за последние столетия отношения между человеком и природой привели к распространению индивидуального и социального дискомфорта. Ниточками, заново связывающими нас с природной средой, подчас являются те небольшие островки зелени, что мы создаем возле наших домов. Сад «Мечтания на природе» — это путешествие в зеленый мир, влияющее на наше эмоциональное, познавательное, эстетическое и духовное развитие. Не только воспеть красоту садов, но и отобразить нависающие над ними угрозы пытаются участники фестиваля в своих творениях. «Сад бесплодной земли» затрагивает проблему глобального потепления климата, вследствие которого обширные пахотные земли превращаются в пустыню.

Сад «Мечты Пантагрюэля» выражает образ, объединяющий два таких разных, но подчас неразрывных понятия, как душа и тело. Пища духовная столь же необходима человеку, как и пища телесная. Их необычную трансформацию друг в друга отобразили авторы проекта. Всевозможные яства праздничного стола превращаются в яркие растительные композиции, «комната» становится частью ландшафта, ведь из нее открывается прекраснейший вид… Два пространства, отделенные друг от друга деревянными стеллажами, символизируют общение и отчуждение в саду под названием «Коснитесь меня». Здесь собрана информация о растениях, она представлена в форме гербариев, настоев, высушенных трав и цветов. Доступные к осмотру с обеих сторон, стеллажи являются одновременно и границей, и связующим звеном двух пространств.

В «Саду сенсорной садотерапии» посетители могут пройти сквозь «сад-сауну», «сад-огород», «сад-благоухание» и «сад-массаж». Здесь все предназначено для восстановления равновесия и гармонии души и тела. В создании сада Philocephalus Hortus принимали участие не только ландшафтные дизайнеры, но и врачи. Композиция построена на сочетании запахов и образов склянок, украшавших когда-то старинные аптеки, и превозносит достоинства ароматерапии. В саду «Корни тела в пузыре души» авторы попытались передать ощущение прикосновения к вечности. Открытые пространства, залитые светом, чередуются с выходящими из плотной массы грунта ивовыми стволами, которые тянутся к свету и сгибаются в безудержном влечении к земле.

В своем роде продолжая тему вечности, тонкая связь первобытных традиций и современного мира выражается в саду «Иглуликультима». На примере народов Севера, которые сохранили свои традиции, шаманство и привязанность к территории, «женщина, мужчина и шаман» воплощаются в саду через смысловые элементы. Отвлечься от мыслей о вечном можно за душевным разговором с чашечкой чая в саду «Хороший чай, хорошие манеры». Небольшие вышитые скатерти, фарфоровые приборы с цветочным рисунком и маленькие песочные пирожные приглашают посетителей к английскому вечернему чаю. Остановить время и ощутить этот момент предлагают посетителям создатели сада «Ладонь». Застывшие на наклонной плоскости шары дают возможность материальному телу расслабиться, а душе -«поразмышлять». Один из садов, представленных на фестивале, называется «Лабиринт памяти». Интересен он тем, что является восстановленным по рукописям XVI века проектом лабиринта, некогда существовавшего на территории замка. Его план, согласно архивным документам, напоминал форму человеческого мозга.

В современной интерпретации форма лабиринта обозначена виноградными лозами, а различные зоны выделены цветом.

Вдохновленный древними ритуалами сад «Дерево молений» готов принести избавление или облегчение. На входе посетители могут выбрать ленту, цвет которой символизирует либо тело, либо душу. Во внутренней части они найдут конструкцию из бамбуковых жердей, увитую растениями, где, прикрепив свой лоскут ткани, можно выказать свое желание.

Душа и тело… Достаточно ли внимания мы в действительности им уделяем? Неординарность предложенной темы фестиваля позволяет не только вдохновиться новыми идеями его участников, но и задуматься о себе.

Комментарии запрещены.