Последние проекты

Реконструкция дачи в Кратове

Реконструкция дачи, возведен­ной в 1930-х годах, и строитель­ство нового объекта в Кратове шли практически параллельно. Но если реконструкция дома была вынужденной (необходи­мо было приспособить дачу под круглогодичное проживание семьи), то новое сооружение, называемое Григоряном биб­лиотекой — акт скорее художе­ственный. Две разных истории, которые, казалось бы, нужно описывать в двух рецензиях, но есть нечто, что позволяет объединить их в один сюжет. Если взглянуть на дачный уча­сток как на взаимосвязанную среду, то в основе архитектур­но-строительной программы Григоряна можно разглядеть определенную градостроитель­ную модель, откликающуюся на актуальные проблемы совре­менного урбанизма. Проблемы реконструкции старых зданий, приспособления памятников, новое строительство в зоне исторической застройки, подходы к решению открытых пространств — все это сфокуси­ровано на площади в 27 соток.

Итак, «ветхий фонд» в данном случае — довоенная сталинская дача. Как и многие подобные дачи, на протяжении многих лет она служила местом летнего отдыха для многочис­ленной семьи. В последние годы старшие члены семьи практически переселились в Кратово — встал вопрос о том, как сделать дачу комфортной для постоянного проживания. Юрий Григорян выбрал самый сложный, но для него един­ственно возможный способ. Он полностью сохранил старый дом, наполнив его новой технической начинкой и создав внутри дома периметр из новых стен — дублеров ограждающих конструкций дачи. Един­ственным заметным взору добавлением стало крыльцо парадного входа, сделанное с минимальной претензией на «архитектуру». Необходимые новые пространства были при­строены к задней части дома -стенка к стенке. Пристройка представляет собой деревянный обильно остекленный объем, который, благодаря своей про­стоте и несмотря на значитель­ные габариты, не претендует на главенство в этом тандеме. Он скорее оттеняет старую дачу, которая осознается как подле­жащая бережному сохранению безоговорчная «историческая» ценность. Такой же ценностью признана и старая летняя кухня, которую Григорян собирается превратить в дом для гостей, а точнее для друга — архитек­тора и художника Александра Бродского.

Строительство еще одного объекта практически уничтожи­ло бы свободное пространство на участке, поэтому был выкуп­лен и присоединен соседний надел. В его глубине, за сосна­ми, возникло необычное соору­жение — эллиптическая в плане колонна из стоек-каннелюр. «Колонна» объединяет в себе функции паркового павильона, жилого дома и библиотеки последняя должна содержать только одну книгу. Эту книгу-мемуары пишет Эдуард Григорян, отец архитектора. Хранясь в цилиндрическом столпе, эта книга сделает его продолжени­ем семейной истории. Можно сказать, что «библиотека» — это концепт в чистом виде, но кон­цепт, укрощенный практической сметкой, здравым смыслом и чувством юмора. Отсутствие стен декларирует открытость, но расположение деревянных стоек обеспечивает непрони­цаемость отдельных зон для внешнего взора, конструкция  образна, но абсолютно тектонична, пространство оригиналь­но, но практично.

Реставрация, реконструкция, современная архитектура, сохранение исторической среды. Рецепты для города го­товы и с блеском воплощены можно пользоваться.

Комментарии запрещены.