Понятие «интеллектуальное здание»

Понятие «интеллектуальное здание»

Традиционные решения инженерных систем здания представляют собой несколько отдельных, невзаимодействующих систем. Зачастую центральное управление либо отсутствует, либо осуществляется с разных диспетчерских пультов, дистанциированных друг от друга. «Интеллектуальное здание» - это комплекс инженерных и информационных систем, позволяющих обеспечить комфорт и безопасность, а также значительно снизить эксплуатационные риски и расходы. Импульсом для развития «интеллектуальных зданий» послужил поиск решений по автоматической защите от возгораний. При создании автоматических противопожарных систем проектировщики впервые связали между собой различные сервисы: системы пожарной сигнализации, управления освещением, климатом, лифтами и контроля доступа. В момент возгорания сразу же включается система дымоудаления, аварийное освещение, блокируются все цепи электропитания вблизи источника пожара, предотвращается поступление свежего воздуха к очагу возгорания, автоматически разблокируются двери для обеспечения оперативной эвакуации людей, лифты опускаются на этаж эвакуации и ждут прибытия пожарных и т.д. Золотое правило «интеллектуального здания» состоит в том, что все системы должны быть взаимосвязаны и управляться из единого центра. Поэтому при изменении параметров одной системы происходит коррекция в работе других. Существует множество примеров, наглядно демонстрирующих возможности «интеллектуальных зданий» в обеспечении комфортных условий и сбережения ресурсов. Здесь находят применение все самые современные технологии.   Риски и безопасность эксплуатации Интеллектуализация зданий связана с рисками и безопасностью эксплуатации. Основная задача централизованной системы управления состоит в том, чтобы собирать информацию, обрабатывать ее и сообщать на диспетчерский пункт о возникновении критических ситуаций. Благодаря средствам видеонаблюдения диспетчер может оперативно оценить сложность и важность проблемы. В экстренных случаях, требующих немедленного вмешательства (например, при прорыве водопроводной трубы) система может действовать сама, не дожидаясь решения оператора. При этом от диспетчера не требуется глубоких знаний всей инженерной инфраструктуры. Интеллектуальное ядро здания спроектировано таким образом, чтобы в случае возникающих инцидентов диспетчер получал подробную информацию о тех действиях, которые он должен выполнить. Однако важно помнить, что максимального эффекта можно добиться только в случае, если «интеллект» закладывается в здание еще на этапе строительства.   Нюансы внедрения систем в существующее строение Внедрение комплекса систем автоматизации и диспетчеризации в уже построенное здание - задача сложная, но выполнимая. Ключевым моментом является правильная оценка и выбор стадии реконструкции, на которой возможно внесение изменений в существующий проект. Глубокая реконструкция с полной перепланировкой позволяет с помощью систем автоматизации и диспетчеризации вдохнуть новую жизнь в существующую постройку. В основном это касается зданий, имеющих историческую и архитектурную ценность, а также объектов, удобных для проведения реконструкции и модернизации. Во избежание недоразумений между подрядчиком и заказчиком при внедрении систем автоматизации диспетчеризации в здании, бывшем в эксплуатации, следует провести ряд мероприятий по аудиту. Аудит и консалтинг помогут заказчику выявить проблемные участки, что позволит оптимизировать работу всех инженерных систем здания, основываясь на конкретных исследованиях, а не на рекламе подрядчика.   Центр «интеллекта» Ядром «интеллектуального здания», как правило, служит специализированная система с удобным интерфейсом, получающая информацию от всех инженерных и информационных систем здания. Программное обеспечение, представляющее собой ее основу, чаще всего стандартно, однако система управления зданием индивидуальна: в каждом отдельном случае при помощи специальных программ создаются интерфейсы для управления инженерной инфраструктурой, учитывающие специфику здания, поставленные перед разработчиками задачи, факторы окружающей среды и многое другое. Разработку «интеллекта» нельзя поставить на поток, поэтому здесь крайне важна роль опытного инсталлятора системы.   Цена вопроса Не секрет, что зачастую наблюдается обратная зависимость стоимости оборудования и расходов, связанных с его внедрением и эксплуатацией. Приобретая дорогое оборудование, клиент получает широкий дополнительный сервис с высокой степенью готовности к применению, соответственно, снижаются затраты времени и средств на его программирование, установку и последующее обслуживание. А вот недорогое оборудование может потребовать значительно больших затрат, в первую очередь, на создание программного обеспечения (процесс достаточно сложный, требующий наличия высококвалифицированного персонала). Средняя стоимость автоматизированных инженерных систем здания со временем только возрастает. Согласно данным западных исследований, в течение всего срока функционирования здания (без капитального ремонта это, как правило, 25-30 лет) расходы на эксплуатацию при использовании «интеллектуальных систем» сокращаются приблизительно вдвое. Полная стоимость автоматизации инженерных систем зависит от класса объекта и, соответственно, от требований, предъявляемых к нему. Основным показателем, по которому возможно оценить систему, является точка контроля и управления - единица, управляющая или контролирующая какой-либо параметр инженерного оборудования. В среднем можно говорить о цене 7-15 евро/м2, которая в первую очередь зависит от глубины диспетчеризации (количества охваченных параметров инженерных систем) и класса применяемого оборудования. Кроме того, оценить систему можно, исходя из стоимости инженерного оборудования здания, - она может составлять от 5% до 7 %. Что препятствует грамотной интеграции систем автоматизации Прежде всего, широкому распространению автоматизированных инженерных систем мешает отсутствие информации о возможностях подобных решений. Как заказчики, в чьем понимании затраты на комплекс систем автоматизации и диспетчеризации часто являются неаргументированной статьей расходов, так и потенциальные покупатели или арендаторы одинаково плохо осведомлены в этом вопросе. Зачастую дефицит свободных площадей и привлекательная отделка объекта затмевают возможность экономии эксплуатационных затрат в перспективе. Кроме того, многие потенциальные заказчики считают, что все эти системы будут построены и дешевле, и качественнее под руководством собственных специалистов. Однако стоит учесть, что иногда строители пытаются предложить покупателю «экономичные» решения по завышенной цене. Особенно часто подобный подход используется при возведении зданий, предназначенных для сдачи в аренду. В таких случаях строители предлагают потребителю «голый» объект, делая ставки на то, что потенциальные арендаторы будут самостоятельно заниматься его оснащением в зависимости от собственных потребностей. Такая погоня за минимизацией затрат может привести к тому, что современное здание будет спроектировано без учета самых необходимых инженерных систем, не говоря уже о его интеллектуализации. Конечно, такие случаи - скорее исключения из правил. Однако необходимость внедрения, скажем, структурированных кабельных систем очевидна строителям значительно реже, а о средствах диспетчеризации инженерных систем задумываются единицы. Многие считают, что, приобретая дорогое оборудование, они автоматически будут застрахованы от всех поломок, и начинают устанавливать различные системы контроля уже после того, как случилась авария и оборудование вышло из строя. Во избежание таких ситуаций в процессе построения «интеллектуального здания» важно пользоваться комплексными услугами по внедрению систем интеллектуализации. Сегодня в Украине немного компаний, способных предложить весь спектр таких услуг, - пока что преобладают нитевые игроки, что не лучшим образом сказывается на развитии рынка.   Перспективы применения технологий интеллектуализации зданий С каждым годом в Украине растет интерес к «умным» технологиям, рынок автоматизации зданий активно развивается. Проекты совершенствуются, меняется отношение заказчиков к внедрению «интеллектуальных технологий». При строительстве практически каждого здания используются хотя бы отдельные системы автоматизации. По прогнозам участников рынка, в ближайшие пять лет увеличение возводимых объектов, оснащенных «интеллектуальными системами», составит 15-20%. В первую очередь это обусловлено общими темпами строительства в Украине. Экономический кризис может отложить строительство недвижимости и введение ее в эксплуатацию, однако вряд ли повлияет на принятие решения о целесообразности внедрения систем автоматизации и диспетчеризации на новом объекте. Инвесторы, строящие объекты недвижимости не для последующей продажи, а для управления ими как элементом бизнеса, рассчитывают свои расходы на эксплуатацию. В этом случае применение концепции «интеллектуального здания» оправдано для них на 100%. За последние два-три года высокими темпами начали оснащаться «интеллектуальные» бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы. Что касается автоматизации в гостиничном и спортивном секторе, то активное развитие в этих направлениях, несомненно, будет связано с предстоящим проведением в Украине Евро-2012.